Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ПРОЕКТ «МЫ ОСТРОВИТЯНЕ» Траторова Варвара Александровна, воспитатель высшей категории ГБДОУ детский сад № 28 Приморского района г. Санкт-Петербург, Россия Паспорт проекта Тема проекта: «Мы островитяне» Вид проекта: познавательно-творческий. Время реализации: 01.10.2019 по 30.11.2019. Долгосрочный проект Участники проекта: дети-педагоги-родители. Возраст детей: старшая группа, 5-6 лет. Продукт проекта - Альбом «фотоотчет квест-прогулки» Заключительное мероприятие - Выставка проектов в детском саду. Мини музей архитектурных достопримечательностей. Проблема: Своеобразие архитектурного облика и история любого города тесно связаны с природными условиями, в которых он создавался и развивался. Как показывают наблюдения и беседы, представления детей о родном городе неполные, неточные, в них присутствует множество искажений временного и пространственного характера, дети не могут устанавливать взаимосвязи между некоторыми фактами, событиями и реалиями; у детей достаточно бедные впечатления о городе, чаще всего они ограничены ближайшим социальным окружением – районом; большую трудность для детей представляет задача «нарисовать город» - дети не знают, что нарисовать и как это сделать. Поэтому представляется необходимым начать знакомить детей старшего дошкольного возраста с ключевыми природными особенностями родного города. Для Санкт-Петербурга – это островное положение на севере страны. При этом целесообразно побуждать детей вдумываться в смысл «говорящих названий» островов (т.к. в них заключены некоторые занимательные исторические сведения), устанавливать взаимосвязи между особенностями островов (формой, размером, названием и т.д.) и назначением архитектурных объектов, созданных на них, а также прослеживать временную логику что было давным-давно на том или ином острове и сейчас. Актуальность темы проекта обусловлена первостепенным значением островного положения Санкт-Петербурга для понимания своеобразия его архитектурного облика и истории и несформированностью у детей старшего дошкольного возраста представлений о природных условиях достаточных для того, чтобы устанавливать взаимосвязи и отражать их в творческой деятельности. Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление об островном положении Санкт-Петербурга, развивать интерес к городу, его архитектурному облику и истории. Задачи проекта: 1. Формировать у детей представления о некоторых исторических фактах, связанных с островами Санкт-Петербурга. 2. Формировать представления о назначении, внешнем облике архитектурных объектов, расположенных на тех или иных островах в прошлом и настоящем. 3. Развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи между особенностями островов (названием, размером, расположением, формой) и назначением архитектурных объектов, расположенных на них. 4. Развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи между назначением архитектурных объектов и особенностями их внешнего облика. 5. Создавать условия для накопления детьми непосредственных впечатлений о городе и его архитектуре. 6. Создавать условия для отражения представлений и впечатлений детей в творческой и речевой деятельности. 7. Совершенствовать изобразительные умения и навыки, обогащать активный словарь детей старшего дошкольного возраста. Организационный этап Деятельность педагога - проведение диагностических мероприятий - наблюдений и беседы, направленных на выявление интереса детей к познанию города, особенностей представлений и впечатлений о городе; - определение целей и задач образовательной работы с детьми; - подбор художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть; - подготовка наглядного демонстрационного материала; - подготовка игровой атрибутики – послание от игрового персонажа, условная карта города, посылка и задания от игрового персонажа; - подбор подвижных игр и физкультминуток соответствующей тематики; - разработка буклетов с квест-прогулокй по архитектурным ансамблям Санкт-Петербурга. Деятельность детей - рассматривание наглядного материала, иллюстраций в художественной литературе; - осознание установки на познание нового и интересного о родном городе Санкт-Петербурге. Взаимодействие с семьей - информирование о целях, задачах, сроках, мероприятиях и событиях проекта. Взаимодействие с музыкальным руководителем - подбор музыкального репертуара «Паутинка» проекта Социально-коммуникативное развитие Эвристическая беседа «Почему петербуржцев можно назвать островитянами» (с рассматриванием условной карты островов Санкт-Петербурга). Знакомство с игровым персонажем, который «присылает» детям условную карту города и итоговые задания. Цикл бесед с ориентировкой на условной карте города «Как названия островов отражают историю города» в форме воображаемого путешествия на воздушном шаре. Речевое развитие Чтение художественной литературы: Д. Гольцова «Мы в городе этом родились с тобой», Е. Ефимовский «Путешествие в Санкт-Петербург», С. Сивцова «Петр Первый», М.В. Смирнова «Прекрасный город», С. Скаченков «На Петропавловке в 12». Разучивание наизусть стихотворений: Е. Ефимовский «Петропавловский собор», Е. Ефимовский «Здесь создавался русский флот …», «Ростральные колонны». Отгадывание загадок об островах Санкт-Петербурга. Составление описательных рассказов о некоторых объектах города из личного опыта /или по наглядности. Познавательное развитие НОДыПетропавловская крепость – первое защитно-оборонительное сооружение Санкт-Петербурга (с рассматриванием наглядности). Адмиралтейство – крепость – верфь, «помощница» Петропавловской крепости. Стрелка Васильевского острова – главный речной и морской порт России в прошлом. Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Воздушный шар для воображаемого путешествия над городом». Лепка «Кораблик Адмиралтейства» (пластилинография). Лепка из соленого теста: «Барельеф» (на выбор детей Петропавловская крепость, Адмиралтейство, ростральная колонна) Рисование: «Петропавловская крепость», «Ростральная колонна», «Адмиралтейство». Разучивание песни «Мы островитяне» Физическое развитие Подвижная игра «По болту Петр пошел…» Физкультминутка «Посмотрите-ка кругом на места, где мы живем …» Деятельностный этап Деятельность педагога: - проведение бесед, НОД с детьми; - знакомство с игровым персонажем и игровой атрибутикой – условной картой островов Санкт-Петербурга, чтение послания от Городовичка; - создание игровой обстановки – воображаемое путешествие на воздушном шаре над островами Санкт-Петербурга; - стимулирование познавательной активности детей в ходе бесед и НОД с помощью поисковых вопросов, вопросов на познавательное фантазирование, на сравнение, высказывание предположений; - создание условий для отражения впечатлений и представлений детей в творческой деятельности; - рассматривание наглядного материала и иллюстраций по соответствующей теме; - создание условий для обмена детьми впечатлениями по результатам квест-прогулки по архитектурным ансамблям города; - чтение художественной литературы; - разучивание стихотворений наизусть; - повторение музыкального репертуара; - организация выставки макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, выделение «экспозиций»; - проведение подвижной игры и физкультминуток соответствующей тематики. Деятельность детей: - рассматривание условной карты островов, ориентирование на ней; - поиск ответов на поисковые вопросы; - подбор образных сравнений островов с предметами окружающего мира; - рисование «Петропавловский собор», «Адмиралтейство», «Ростральная колонна»; - лепка: пластилинография «Кораблик Адмиралтейства», соленое тесто - «барельеф» (на выбор Петропавловский собор, Адмиралтейство, Ростральная колонна); - аппликация «Волшебный воздушный шар»; - активное участие в подвижных играх, физкультминутках; - выразительное чтение стихотворений; - рассказы из личного опыта по впечатлениям от прогулок по городу; - изготовление с родителями макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Взаимодействие с музыкальным руководителем - разучивание музыкального репертуара соответствующей тематики. Взаимодействие с родителями: - информирование о ходе и событиях проекта; - информирование об индивидуальных успехах и достижениях детей в ходе проекта; - презентация детских творческих работ; - участие в выставке макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга – оформление и представление экспонатов; - участие в квест-прогулке на выбор: по Петропавловской крепости, Адмиралтейству, Стрелке Васильевского острова; - поиск ответов на вопросы квест-прогулки и подготовка фотоматериалов; - презентация выставки макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Заключительный этап Деятельность педагога - разработка, организация и проведение игрового досуга по итогам проекта; - проведение эксперсс – диагностики в форме «интервью с юными петербуржцами»; - проведение с детьми виртуальной экскурсии по мини-музею макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Деятельность детей - участие детей в игровом досуге по итогам проекта – выполнение творческих заданий и заданий на актуализацию представлений и впечатлений о городе; - участие детей в экспресс – диагностике в форме «интервью с юными петербуржцами»; - участие детей в виртуальной экскурсии по выставке макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Взаимодействие с родителями: - информирование об итогах проекта; - презентация детских творческих работ; - презентация группового фотоальбома по итогам квест-прогулки по городу; Ожидаемый результат: - дети имеют общее представление об островном положении родного города Санкт-Петербурга, ориентируются на условной карте; - дети могут назвать некоторые острова и объяснить, почему они так названы (Заячий, Адмиралтейский, Васильевский, Аптекарский, Городской и др.); - дети могут назвать некоторые архитектурные объекты, расположенные на тех или иных островах (Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Стрелка Васильевского острова); - дети могут рассказать о некоторых исторических сведениях, связанных с тем или иным, островом и / или архитектурным сооружением; - дети могут объяснить назначение того или иного архитектурного сооружения и как оно отражается в его внешнем облике. - дети в самостоятельной деятельности рисуют известные им архитектурные сооружения; - дети выразительно читают выученные ими стихотворения о некоторых архитектурных объектах, островах и городе; - дети с интересом включаются в практическую и творческую деятельность, содержанием которой является город; - дети проявляют интерес к дальнейшему познанию родного города; - у детей накоплен определенный опыт непосредственного восприятия архитектуры Санкт-Петербурга. Итоговые события по проекту: - игровой досуг с детьми с творческими заданиями и заданиями на актуализацию представлений и впечатлений детей о городе; - выставка макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, выполненных родителями с детьми; - виртуальная экскурсия по экспозициям мини-музея архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Продукты: - групповой фотоальбом по результатам квест-прогулок по городу; - фото «экспозиций» мини-музея архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. - буклеты с квест-прогулками по Петропавловской крепости, Стрелке Васильевского острова, Адмиралтейству; - сценарий игрового досуга по итогам проекта. Распространение опыта: - систематически обновляемая информация о ходе и результатах проекта на сайте детского сада и группы «Дом загадок»; - организация выставок детских творческих работ. Рефлексия: Эксперсс-диагностика в форме «Интервью с юными петербуржцами» и итоговые мероприятия с детьми показали, что поставленные в ходе проекта «Мы островитяне» цели и задачи достигнуты. В начале проекта представлялось большой трудностью организовать прогулки по Санкт-Петербургу в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией и занятостью родителей. Но такая форма как Квест-прогулка и эвристический характер образовательной работы с детьми позволил избежать трудностей. Значительная часть родителей и детей сходили на прогулку к выбранному им архитектурному ансамблю. Большое количество родителей и детей приняло участие в выставке макетов архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это также является показателем актуальности и востребованности проекта, как родителями, так и детьми. Освоенные детьми содержание, изобразительные умения и навыки дети в конце проекта стали переносить в самостоятельную творческую деятельность – по собственной инициативе рисовали понравившиеся им архитектурные объекты, детали и острова. Список использованной литературы: Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт – Петербурга» А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова «Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»». Никонова Е. «Первые прогулки по Петербургу» Гурьева Н.А. «Прогулки по Петропавловской крепости»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»